Метафизика и историософия в творчестве Н.М. Карамзина

Николай Константинович Гаврюшин
Московская духовная академия
Россия
кандидат философских наук, профессор

Статья посвящена изучению взаимосвязи метафизических и историософских воззрений Н.М. Карамзина в контексте его общения с западноевропейскими мыслителями и изучения специфики политической организации русского общества. Отмечено, что изначальные интересы Карамзина в области метафизики были сосредоточены преимущественно на духовно-нравственной проблематике и мало связаны с мистической книжностью русских мартинистов, с которыми он находился в тесном контакте. В то же время, «Новая Киропедия» Э. Рамзея вполне могла сказаться на его историософских интересах, в центре которых постепенно оказались судьбы русского государства и его христианской культуры. Своим выводам Карамзин пытался придать и политическую актуальность, но не встретил понимания со стороны высшей власти. В последние годы жизни русский историограф все больше возвращается к вечным вопросам «метафизики нравов» и с этих позиций смотрит на судьбу Отечества.

Полный текст: читать

Ключевые слова: метафизика, историософия, мартинизм, русский европеизм, галломания

Список литературы

1. Гаврюшин Н.К. Мистический неоэллинизм и идеал «эстетической Церкви»: Ф. Бутервек и Ф. Гёльдерлин // Вопросы философии. 2005. № 3. C. 140-148.

2. Гаврюшин Н.К. Непогрешимый богослов: Эгидий Римский и теологические споры в Западной Церкви (конец XIII — начало XIV вв.). М.: Драккар, 2006.

3. Гаврюшин Н.К. Юнгов остров: Религиозно- исторический этюд. М., 2001.

4. Гердер И. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977.

5. Гете И.В. Избранные философские произведения / Под ред. Г.А. Курсанова и А.В. Гулыги. М.: Наука, 1964.

6. Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. М.: Наука, 1991.

7. Карамзин Н.М. Письма русского путешественника. Л.: Наука, 1984.

8. Карамзин Н.М. Приятные виды, надежды и желания нынешнего времени // Карамзин Н.М. Избр. соч.: в 2 т. М.; Л.: Художественная литература, 1964. Т. 2.

9. Карамзин Н.М. Соч.: в 2 т. Л.: Художественная литература. 1984. Т. 2.

10. Катетов И. Граф Михаил Михайлович Сперанский как религиозный мыслитель. Казань, 1889.

11. Китаев В.А. Николай Михайлович Карамзин // Против течения: исторические портреты русских консерваторов первой трети XIX столетия. Воронеж: Изд-во Воронежского государственного университета, 2005.

12. Письма Н.М. Карамзина к И.И. Дмитриеву. СПб., 1866.

13. Пыпин А.Н. Исторические очерки: Общественное движение в России при Александре I. 4-е изд. СПб., 1908.

14. Devillairs L. Fénelon, une philosophie de l’infi ni. Paris: Le Serf, 2007.

15. Savioz R. La philosophie de Charles Bonnet de Genève. Paris, 1948.

DOI: http://dx.doi.org/10.24030/2409-2517-2016-4-131-144

Для цитирования: Гаврюшин Н.К. Метафизика и историософия в творчестве Н.М. Карамзина. Тетради по консерватизму. 2016;3(4):131-144. DOI:10.24030/2409-2517-2016-4-131-144

For citation: Gavrushkin N. Metaphysics and Philosophy of History in the Work of N.M. Karamzin. Almanac “Essays on Conservatism”. 2016;3(4):131-144. (In Russ.) DOI:10.24030/2409-2517-2016-4-131-144