Российская идентичность и русская традиция на исходе эпохи глобализма

Александр Владимирович Щипков
Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ
Россия

В докладе говорится о новом историческом запросе на традицию и идентичность, который возникает по мере того как процесс глобализации обнаруживает свои естественные пределы. Утверждается, что русская и российская идентичности основаны на религиозно-этической, а не на этнической доминанте. Одним из важных элементов российской идентичности следует считать ирредентизм (идею воссоединения самого крупного на сегодня разделенного народа мира — русского), который следует отличать от насильственной «русификации» других этносов. Ядро русской идентичности, если придерживаться известной веберовской формулы, — «православная этика и дух солидарности» (то есть справедливости, товарищества и взаимопомощи). Это и есть специфический русский этос. Практически идея справедливости играет в русской традиции роль категорического императива. По мнению автора, христианская этика может стать точкой сборки значимых для России социокультурных содержаний. Этот фактор в сочетании с фактором русского языка позволяет дать и более четкое смысловое наполнение понятию «русский мир», которое все еще не получило окончательного определения.

Полный текст: читать

Ключевые слова: идентичность, православная этика, пределы глобализации, русский мир, солидарность, справедливость, традиция, этос, Identity, Orthodox Ethics, Globalization Limits, Russian World, Solidarity, Justice, Tradition, Ethos

DOI: http://dx.doi.org/10.24030/2409-2517-2015-3-129-132

Для цитирования: Щипков А.В. Российская идентичность и русская традиция на исходе эпохи глобализма.Тетради по консерватизму. 2015;2(3):129-132. DOI:10.24030/2409-2517-2015-3-129-132

For citation: Shchipkov A.V. Russian Identity and Russian Tradition at the End of the Globalization Era. Almanac “Essays on Conservatism”. 2015;2(3):129-132. (In Russ.) DOI:10.24030/2409-2517-2015-3-129-132