С.Н. Булгаков редактирует «Из глубины»: «На пиру богов» (1918–1920)

Фактические сведения по истории сборника «Из глубины / De profundis», который летом 1918 года готовил к печати П.Б. Струве, в развитии «веховской» традиции «идейных» сборников крайне редки и фрагментарны. Тем существеннее данные по истории его текста, первоначально собранные в комментариях к переизданиям сборника [1, 2], а затем дополненные в ряде штудий [3–6; 7, с. 59–85; 8, с. 167–169].

Появляются и ожидаются новые дополнения к его истории по сведениям о публичных мероприятиях(1), по библиографическим данным повременной печати(2) и биографии Струве. В настоящем же материале сообщаются новые данные о жизни части его текста после невыхода сборника в свет в 1918 году. Более всего с отдельной историей его участия в сборнике повезло С.Н. Булгакову.

1 Например, о чтении Булгаковым «Современных диалогов» «На пиру богов» в Московском РФО в воскресенье 23 (10) июня 1918 года [9, с. 4].
2 По периодике установлено, что первоначально сборник анонсировался в московских газетах под названием «Новые Вехи» и среди авторов его назывались Д. Болдырев, А. Карташев и Е. Трубецкой, которые не вошли в финальный авторский состав книги («Ирида», 3 июня 1918 года), а в последний раз анонс был опубликован 28 июля 1918 года [10, с. 236].
Колеров Модест Алексеевич, кандидат исторических наук.

Существует три опубликованных варианта написанного С.Н. Булгаковым весной 1918 года для этого сборника текста «На пиру богов. Pro и contra. Современные диалоги». Как известно, сборник вовремя не вышел в свет и был напечатан лишь в 1921 году библиографическим тиражом (общее количество его экземпляров до сих пор неизвестно).

Это следующие варианты:
• собственно текст для сборника 1918 года (и его «повтора» 1921 года) (далее – Текст 1);
• текст отдельного издания этого сочинения Булгакова, увидевшего свет во второй половине 1918 года в Киеве в книгоиздательстве Н.С. Жекулина «Летопись» (далее – Текст 2);
• текст еще одного отдельного прижизненного издания этого сочинения Булгакова, увидевшего свет в самом конце 1920 – начале 1921 года (на титульном листе – 1920, на обложке – 1921) в Софии в «Российско-Болгарском книгоиздательстве» того же Н.С. Жекулина и П.П. Сувчинского (далее – Текст 3).

Несомненно, Булгаков, во второй половине сентября – октябре 1918 года находясь в Киеве [11], имел возможность лично внести и внес многочисленную (прежде всего мелкую стилистическую) правку в текст отдельного издания своего сочинения.

«Летопись» предпослала книге специальное предисловие «От издательства»: «Настоящая работа профессора, ныне священника С.Н. Булгакова, предназначена для сборника статей, подготовляемого группой писателей к печати [в] Москве и посвященного проблемам русской общественности. По соглашению с автором, издательство получает возможность опубликовать “Современные диалоги”, не дожидаясь выхода в свет всего московского сборника, отдельным изданием в Киеве».

Но в конце 1920 года, в занятом к тому времени Красной армией Крыму, где жил Булгаков, он уже не мог готовить к печати новое издание. Логично поэтому предположить, что новая правка была внесена по октябрь 1920 года включительно в еще врангелевском Крыму, имевшем интенсивные внешние связи, в том числе с Софией. Известно, что Булгаков (видимо, вплоть до появления в эмиграции, куда он был выслан советской властью) как минимум до первых месяцев 1923 года не знал о судьбе издания в Софии.

Об этом свидетельствует его письмо знакомым из Олеиза (Крым) от 12/25 ноября 1921 года, то есть примерно год спустя после выхода книги в свет, в котором говорится: «За последние годы, между прочим, я написал три диалога о современной России, один из них был издан в Киеве в 1918 “На пиру богов”…» [12, с. 99].

Главными же текстологическими фактами является то, что и Текст 2, и Текст 3 отразили правку, внесенную Булгаковым в Текст 1.

Предмет моего настоящего исследования, за неоценимую помощь в котором я благодарю историков и архивистов Л.И. Петрушеву и О.В. Эдельман, – лишь документирование главных разночтений в названных вариантах. Полагаю, что будущее академическое издание трудов С.Н. Булгакова (оно обязательно для нашей культуры) справится с полнотой вариантов и представит все их детали, но теперь главное – дать науке материал для исследования эволюции Булгакова в самые темные годы его биографии (1918–1920)(1).

1 Предметные детали об этом периоде его жизни см.: [13], а также коллекцию архивных материалов и документальных переизданий из редкой крымской печати 1919–1920 годов [14, с. 118–156].

Уже сейчас можно сказать, что правка Булгакова содержит в себе ряд красноречивых изменений, которые легко отнести к уточнению им своих монархических настроений осенью 1918 года и развитию «прокатолических» настроений в 1920 году.

Диалог первый

Текст 1

Дипломат. А другая встреча в самом начале революции, здесь, в Москве. Тогда вы говорили о благостном Дионисе, шествующем по русской равнине, о новой эре, о славянском ренессансе. <…>

Дипломат. Совершенно с таким же жаром говорили вы и о Нике, и о Дионисе. А теперь, очевидно, нашлась и Цирцея, превращающая в свиней дионисийствующих граждан. <…>

Писатель. Неужели нам нужно снова перебирать все это пацифистское старье, так надоевшее, повторять споры Достоевского, Соловьева, Толстого и др. <…>

Дипломат. Тогда-то это и было особенно кощунственно. Ведь и революционное сознание имеет свои возрасты: то, что некогда было крестовыми походами, теперь является «империализмом» <…>

Тескт 2

Дипломат. А другая встреча в самом начале революции, здесь, в Москве. Вы говорили уже о благостном Дионисе, шествующем по русской равнине, о бескровной революции, о новой эре, о славянском ренессансе.

Дипломат. Но совершенно с таким же жаром говорили вы и о Нике, и о Дионисе. Теперь, очевидно, явилась и Цирцея, превратившая в свиней дионисийствующих граждан.

Дипломат. Тогда-то это и было особенно кощунственно. Ведь и религиозное сознание имеет свои возрасты: то, что некогда почиталось «крестовым походом», теперь является «империализмом»

Текст 3

Писатель. Неужели вам нужно снова перебирать все это пацифистское старье, так надоевшее, повторять споры Достоевского, Соловьева, Толстого и др.

Диалог второй

Текст 1

Общественный деятель. Ну нет, про себя я должен признаться, что тогда-то я и поверил и в русское будущее. Ведь только подумать: устранено змеиное гнездо измены, во главе правительства стали верные, испытанные вожди. <…>

Общественный деятель. Совершенно не понимаю этой идеализации распутинства и какой-то мистификации грязного мужика. Здесь уместно суждение половой психопатологии, и только всего. <…>

Общественный деятель. Ну нет, про себя я должен признаться, что тогда-то я и поверил и в русское будущее. Ведь только подумать: разорено змеиное гнездо измены, во главе правительства стали верные, испытанные вожди.

Генерал. А вы, может быть, думаете, что мне тоже легко было видеть и распутинство, и весь этот рахитизм власти? Но для меня аксиома, что народ имеет правительство, какого заслуживает, а относительно Помазанника Божия я верю еще и в то, что сердце Царево в руке Божией <…>

Генерал. <…> Вообще на гребне большевизма кое-что живое можно увидеть. Вот и их гонение на церковь тоже от социалистического благочестия и ревности в вере, и право, лучше безбожной «веротерпимости».

Текст 2

Ну нет, про себя я должен признаться, что тогда-то я и поверил и в русское будущее. Ведь только подумать: устранено змеиное гнездо измены, во главе правительства стали верные, испытанные вожди.

Общественный деятель. Совершенно не понимаю этой идеализации распутинства и какой-то мистификации грязного мужика. [Последняя фраза удалена.]

Генерал. А вы, может быть, думаете, что мне тоже легко было видеть и распутинство, и весь этот рахитизм власти? Но для меня аксиома, что народ имеет правительство, какого заслуживает, а относительно помазанника Божия я верю еще и в то, что сердце Царево в руке Божией.

Генерал. <…> Вообще на гребне большевизма кое-что живое можно увидеть. Вот и их гонение на церковь тоже от социалистической ревности в вере, и право, лучше безбожной «веротерпимости».

Диалог четвертый

Текст 1

 

Писатель. <…> Охранять религию для народа, самому ее не имея, – да это хуже, чем самая адская нигилистическая энергия.

Текст 3

Писатель. <…> Охранять религию для народа, самому ее не имея, – да это хуже, чем самое адское нигилистическое исступление.

Диалог пятый

Текст 1

 

Беженец. <…> Ведь и в правящих, и в ученых кругах, в сущности, царит одинаковое равнодушие к религиозным вопросам, прикрываемое то напыщенным важничаньем, то староверием. Сыты. Нет жажды, нет тревоги. <…>

Светский богослов. Да, для отцов иезуитов теперь самое время для ловли рыбы в мутной воде. Недаром уния так распространяется на Украине, согласно давно уже задуманному Шептицким, совместно с австро-германским генеральным штабом, плану. Теперь больше, чем когда-либо, необходима война с католицизмом, и как ни мало могу я сочувствовать анафемствованию католичества, говорят, провозглашенному на киевском соборе митр. Антонием, однако должен признать, что против Шептицкого нужен и Храповицкий.

Беженец. Не являются ли скорее они оба, и Шептицкий и Храповицкий, представителями прошлого, отживающей уже эпохи? Надвигается общий враг на все христианство, пред лицом которого православию и католичеству уже нечего становится делать. <…>

Светский богослов. <…> Только задачу самоупразднения через соединения, растворения в стихии романизма, который вредней и опасней далее и германизма? <…>

Текст 2

Беженец. <…> Ведь и в правящих, и в ученых кругах, в сущности, царит одинаковое равнодушие к религиозным вопросам, прикрываемое то напыщенным важничаньем, то староверием. Нет жажды, нет тревоги. <…>

Светский богослов. Да, для отцов иезуитов теперь самое время для ловли рыбы в мутной воде. Недаром уния так распространяется на Украине, согласно давно уже задуманному Шептицким, совместно с австро-германским генеральным штабом, плану. Теперь больше, чем когда-либо, необходима война с католицизмом, и как ни мало могу я сочувствовать анафемствованию католичества, говорят, провозглашенному на киевском соборе митр. Антонием, однако должен признать, что против Шептицкого нужен и Храповицкий.

Беженец. Не являются ли скорее они оба, и Шептицкий и Храповицкий, представителями прошлого, отживающей уже эпохи? Надвигается общий враг на все христианство, пред лицом которого православию и католичеству уже нечего становится делить.

Светский богослов. <…> Только задачу самоупразднения через соединения, растворения в стихии романизма, который вредней и опасней далее и германства?

Текст 3

Светский богослов. Да, отцам иезуитам теперь самое время для ловли рыбы в мутной воде. Недаром уния так распространяется на Украине, согласно давно уже задуманному Шептицким, совместно с австро-германским генеральным штабом, плану. Теперь больше, чем когда-либо, необходима война с католицизмом.

Беженец. Надвигается общий враг на все христианство, пред лицом которого православию и католичеству уже нечего становится делить.

Заключение

Текст 1

 

Дипломат. <…> В результате же получился… священный союз да мировой расцвет капитализма. Нечто подобное имеет получиться и теперь, и довольно ясно, из каких элементов этот мир возникнет. (…)

Дипломат. <…> Желтый мир по- настоящему в борьбу не втянулся, и едва ли это будет в ближайшем будущем. <…>

Текст 2

Дипломат. <…> В результате же получился… священный союз да мировой расцвет капитализма. Нечто подобное имеет получиться и теперь, и довольно ясно, из каких элементов этот мир возникает.

Дипломат. <…> Желтый мир по-настоящему в борьбу не втянулся, и едва ли это будет в ближайшем времени.

Модест Колеров

Литература

1. Колеров М.А., Плотников Н.С. Комментарии // Из глубины : Сборник статей о русской революции. М., 1990.
2. Колеров М.А., Плотников Н.С. Примечания // Вехи ; Из глубины : Сборник. М., 1991 (Приложение к журналу «Вопросы философии»).
3. Колеров М.А. «Новые Вехи» : к истории «веховской» мифологии (1918–1944) // Вопросы философии. М., 1995. № 8.
4. Колеров М.А. К истории «пореволюционных» идей : Н. Бердяев редактирует «Из глубины» (1918) // Исследования по истории русской мысли : Ежегодник за 1998 год. М., 1998.
5. Колеров М.А. П.И. Новгородцев. Письма к П.Б. Струве (1921) // Исследования по истории русской мысли : Ежегодник за 2003 год. М., 2004.
6. Колеров М.А. Вячеслав Иванов в «Из глубины» : неучтенная правка (1918) // Исследования по истории русской мысли : Ежегодник за 2004/2005 год. М., 2007.
7. Тахо-Годи Елена. Алексей Лосев в эпоху русской революции : 1917–1919. М., 2014.
8. Колеров М.А. От марксизма к идеализму и церкви (1897–1927) : Исследования, материалы, указатели. М., 2017.
9. Вс. Р. «На пиру богов» // Понедельник. М., 1918. № 17. 24 (11) июня.
10. Наш век : Литературная жизнь России 1920-х годов : События. Отзывы современников. Библиография / отв. ред. А.Ю. Галушкин. М., 2005. Т. 1. Ч. 1: Москва и Петроград. 1917–1920 гг.
11. Локтева О. С.Н. Булгаков в Киеве осенью 1918 года // Исследования по истории русской мысли : Ежегодник за 1997 год. СПб., 1997.
12. Два письма прот. Сергия Булгакова // Вестник РХД. № 194. 2008-II.
13. Колеров М.А. С.Н. Булгаков в Крыму осенью 1919 года : Vegetus : Неделя о Булгакове // Исследования по истории русской мысли : Ежегодник за 1997 год. СПб., 1997.
14. Филимонов С.Б. Из прошлого русской культуры в Крыму : поиски и находки историка-источниковеда. Симферополь, 2010.