Алексей Павлович Козырев
МГУ имени М.В. Ломоносова
Россия
кандидат философских наук, заместитель декана философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова по научной работе, доцент кафедры истории русской философии.
После выхода в свет «Краткой повести об Антихристе» Вл.С. Соловьева (1900) представители русской интеллигенции стали оценивать политические и в особенности революционные события начала ХХ века и свое в них участие в религиозных категориях. В публицистике Мережковского Христос выступает как «вечное да» революции. Сам Соловьев констатировал отождествление государства с антихристом у старообрядцев. Участники Христианского братства борьбы придавали революционному террору в борьбе с самодержавием религиозный смысл. В газете «Стойте в свободе» один из основателей братства В.П. Свенцицкий объявил террористов святыми и призвал молиться за них. Однако постепенно самосознание приводит к тому, что сама революция и участие в ней становятся делом «антихриста» (В.П. Свенцицкий, Н.И. Бухарин), открывается возможность сознательного выбора зла. В русской философской традиции, идущей от Вл.С. Соловьева, можно найти и указания на абсолютную несовместимость христианства и революции (А.Ф. Лосев). Но есть и другая линия этой родословной, не учитывающая опыт духовного отрезвления «веховцев», стремящаяся оправдать революцию и революционное насилие не только политически, но и религиозно. Подобного рода «политическая теология» воспроизводится и ныне, когда представители либеральной интеллигенции видят в «свете Майдана» торжество правды Христовой и сетуют на то, что наш народ не очень любит революцию. В статье ставится вопрос об актуальности критического отношения к духовному наследству русской интеллигенции, не только дореволюционной, но и чей творческий расцвет пришелся на время 60–90-х годов XX века.
Полный текст: читать
Ключевые слова: революция, религия, христианство, Христос, антихрист, интеллигенция, террор, оправдание революции и террора, «Вехи», В.П. Свенцицкий, А.Ф. Лосев, «Письмо 42-х», «Союз 4 октября», «свет Майдана»
Список литературы
1. Балакшина Ю.В. Братство ревнителей церковного обновления (группа 32-х петербургских священников). 1903-1907. М.: Свято-Филаретовский ин-т, 2015.
2. Белый А. Начало века. М.: Художественная литература, 1990.
3. Бердяев Н.А. Духовный кризис интеллигенции: Статьи по общественной и религиозной психологии (1907-1910). СПб., 1910.
4. Булгаков С.Н. Агония // Булгаков С.Н. Тихие думы. М.: Республика, 1996.
5. Вишняк М. Дань прошлому. URL: http://modernlib.ru books/vishnyak_mark/dan_proshlomu
6. Вопросы религии. М., 1906. Вып. 1.
7. Гершензон М.О. Творческое самосознание // Вехи. Из глубины. М.: Правда, 1991.
8. Иванова Е.В. Флоренский и Христианское Братство Борьбы // Вопросы философии. 1993. No 6. С. 159-166.
9. Карташев А.В. Мои ранние встречи с о. Сергием // Православная мысль. Труды Православного богословского института в Париже. Париж: YМСА- Press, 1951. Вып. VIII.
10. Колеров М.А. Не мир, но меч: Русская религиозно- философская печать от «Проблем идеализма» до «Вех», 1902-1909. СПб.: Алетейя, 1997.
11. Лосев А.Ф. Дополнение к «Диалектике мифа». (Новый фрагмент) // Творчество А.Ф. Лосева в контексте отечественной и европейской культурной традиции: XIV Лосевские чтения: в 2 ч. М., 2013. Ч. 1.
12. [Лосев А.Ф.] «Так истязуется и распинается истина…»: А.Ф. Лосев в рецензиях ОГПУ // Вестник Архива Президента Российской Федерации. 1996. No 4.
13. Мережковский Д.С. В тихом омуте. СПб., 1908.
14. Поливанов К. О старом контексте // Сегодня. 1996. 18 октября. С. 5. URL: http://krotov.info/lib_sec/12_l los/ev_05.htm
15. Религиозно-философское общество в Санкт- Петербурге (Петрограде): История в материалах и документах: в 3 т. М.: Русский путь, 2009. Т. 1 (1907-1909).
16. Свенцицкий В.П. Антихрист: Записки странного человека // Антихрист: Антология / Сост. и комм. А.С. Гришина, К.Г. Исупова. М.: Высшая школа, 1995.
17. Свенцицкий В.П. Избранное. М.: Никея, 2014.
18. Свенцицкий В.П. Со святыми упокой. URL: http://az.lib.ru/s/swencickij_w_p/text_0160.shtml
19. Свенцицкий В.П. Церковь и разгон думы // Московский еженедельник. 1906. No 31.
20. Сергеев С.М., Чертков С.В. Свенцицкий // Русские писатели. 1800-1917: Биографический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2007. Т. 5.
21. Соловьев В.С. Владимир святой и христианское государство // Соловьев В.С. Соч.: в 2 т. М.: Правда, 1989. Т. 2.
22. Степун Ф.А. Бывшее и несбывшееся. СПб.: Алетейя, 2000.
23. Трубецкой Е. Годовщина манифеста // Московский еженедельник. 1906. No 31.
24. Флоренский П.А., свящ. «К почести вышняго звания» (Черты характера архим. Серапиона Машкина) // Вопросы религии. М., 1906. Вып. 1.
DOI: http://dx.doi.org/10.24030/2409-2517-2016-3-99-114
Для цитирования: Козырев А.П. Антихрист и революция. Тетради по консерватизму. 2016;3(3):99-114. DOI:10.24030/2409-2517-2016-3-99-114
For citation: Kozyrev A.P. Anti-Christ and Revolution. Almanac “Essays on Conservatism”. 2016;3(3):99-114. (In Russ.) DOI:10.24030/2409-2517-2016-3-99-114