№ 4 2017

Представляемый выпуск «Тетрадей по консерватизму» завершает трилогию номеров альманаха, посвященных 100-летию Русской Революции. На этот раз мы попытались всесторонне осмыслить роль русской интеллигенции как в истории России в целом, так и в судьбоносных событиях вековой давности в частности.

Один из вечных русских вопросов: что есть интеллигенция в России? Органическая часть общества – хранитель национальных ценностей и творец национальной культуры? Искусственное порождение петровских преобразований – интеллектуальный класс с цивилизаторской функцией? Самопровозглашенное мыслящее сословие – «орден» общественного служения? Носитель русской цивилизационной миссии? Совесть нации?

Почему именно в России интеллигенция так страстно ощущает собственное мессианство и особое предназначение, и в тоже время извечно рефлексирует по поводу степени своей народности и органичности народной среде? Почему это мессианство реализуется через опасную взаимосвязь таких качеств как, с одной стороны, самоотверженность, а с другой – безоговорочное утверждение собственной монополии на истину? Подчиняя свои жизни «высшим идеалам», зачастую, в их наиболее радикальной интерпретации, русская интеллигенция при этом до крайности ревниво, если не сказать – охранительно, оберегала их от посягательств извне: то есть от любых иных духовных альтернатив, да и попросту от критического анализа. Результатом этой русской интеллигентской диалектики явился взрывной коктейль из жертвенности и радикализма, который стал детонатором революционных процессов в самой глубине народной жизни.

Почему народопоклонничество русской интеллигенции, озабоченность судьбой народа, сопровождалось незнанием и непониманием объекта своего поклонения? Почему понятие русской интеллигенции, в какой-то момент, редуцировалось почти исключительно к оппозиционности? Почему русская интеллигенция заболела идеей революции и свою творческую энергию расходовала на разжигание социального пожара и втягивание в него народных масс?

Наконец, что есть русская интеллигенция в исторической перспективе – исторический феномен? Есть ли интеллигенция в современной России? Или следует констатировать духовную смерть этого русского явления?

Ответить на эти вопросы невозможно без осмысления программных сборников русской интеллигенции: «Вехи», «Из глубины», «Из-под глыб», в том числе применительно к нашему сегодняшнему дню, что и предприняли авторы предлагаемого читателю номера «Тетрадей по консерватизму». Их размышления на тему стали своеобразным продолжением «веховской» традиции. По темам, по смыслам, по настроению….

Номер целиком